I. Историческая справка

 

A. Европейская конвенция о защите прав человека 1950 года

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод была разработана Советом Европы. Она была открыта для подписания в Риме 4 ноября 1950 года и вступила в силу в сентябре 1953 года. Опираясь на положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года, авторы Конвенции стремились достичь целей Совета Европы путём защиты и развития прав человека и основных свобод. Конвенция стала первым шагом на пути коллективного осуществления некоторых прав, закреплённых во Всеобщей декларации.

2. Конвенция не только провозгласила некоторые гражданские и политические права и свободы1, но также создала механизм обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции. Контроль за соблюдением обязательств был возложен на три органа: Европейскую комиссию по правам человека (учреждена в 1954 году), Европейский суд по правам человека (учрежден в 1959 году) и Комитет министров Совета Европы, состоящий из министров иностранных дел государств-участников или их представителей.

3. Согласно первоначальному тексту Конвенции, жалобы против государств-участников могли подаваться другими государствами-участниками либо индивидуальными заявителями (частными лицами, группами частных лиц или неправительственными организациями). Однако право на подачу индивидуальной жалобы носило факультативный характер и применялось только к государствам, признавшим его (в последствии, со вступлением в силу Протокола № 11, это право стало обязательным – см. пункт 6).

Сначала заявления предварительно рассматривались Комиссией, которая решала вопрос об их приемлемости. После объявления жалобы приемлемой, Комиссия обращалась к сторонам с предложением урегулировать спор дружественным путём. В случае неудачи Комиссия готовила доклад, в котором излагались фактические обстоятельства дела и выражалось юридическое мнение по существу спора. Доклад направлялся в Комитет министров.

4. Если дело касалось государства-ответчика, признавшего обязательную юрисдикцию Суда, Комиссия и соответствующее государство в течение трех месяцев с момента направления доклада Комитету министров могли передать заявление на рассмотрение Суда для принятия окончательного, имеющего обязательную силу решения. Частные лица не обладали правом передачи дела в Суд.

Если дело не было передано в Суд, Комитет министров решал, имело ли место нарушение прав, гарантируемых Конвенцией, и в случае положительного решения присуждал жертве нарушения «справедливую компенсацию». Комитет министров также отвечал за обеспечение исполнения принятых Судом постановлений.

B.  Последующие изменения

5. С момента вступления Конвенции в силу, она была дополнена четырнадцатью протоколами. Протоколы №№ 1, 4, 6, 7, 122, 13 и 14 расширили перечень прав человека и основных свобод, провозглашенных Конвенцией. Протокол № 2 наделил Суд компетенцией выносить консультативные заключения. Протокол № 9 предоставил индивидуальным заявителям право самим передавать дела в Суд при условии ратификации Протокола Государством-ответчиком и одобрении Отборочным комитетом. Протокол № 11 преобразовал контрольный механизм (см. ниже). Вступивший в силу 1 июня 2010 года Протокол № 14 предусматривает создание новых правовых механизмов для наиболее простых дел, новый критерий приемлемости (значительный ущерб) и продлевает срок пребывания судей в должности до девяти лет. Остальные протоколы касались организации деятельности органов, учрежденных Конвенцией, и процедур их работы.

II. Европейский суд по правам человека

 

А.  Организация работы Суда

6. Европейский суд по правам человека состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников Конвенции. Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекратились через три года, с тем, чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года.

Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в Суде. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

На пленарных заседаниях Суд избирает сроком на три года Председателя Суда, двух заместителей Председателя Суда и двух Председателей Секций.

7. В соответствии с Регламентом, Суд разделен на четыре Секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и гендерному признаку и должен представлять различные правовые системы государств-участников Конвенции. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей Секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при необходимости их замещают.

8. Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции сроком на двенадцать месяцев.

9. Палаты из семи судей создаются в каждой Секции на основе ротации. В состав Палаты, рассматривающей дело, обязательно входит Председатель Секции и судья, избранный от Государства-ответчика. Если последний не является членом Секции, он заседает в качестве члена Палаты ex officio. Члены Секции, не являющиеся членами Палаты, участвуют в заседании в качестве запасных судей.

10. Большая Палата состоит из семнадцати судей. В ней ex officio заседают Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций.

B.  Судопроизводство

1.  Общие положения

11. Жалобы на нарушение прав, закрепленных Конвенцией, могут подаваться напрямую в Суд любым Государством-участником (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления). Пояснительная записка для заявителей и формуляр заявления могут быть получены в Секретариате Суда.

12. Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в силу исключительных обстоятельств Палата или Большая Палата не решит иначе. Доступ ко всем документам, переданным сторонами на хранение в Секретариат, как правило, является открытым.

13. Индивидуальные заявители вправе подавать жалобы самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и даже является обязательным при проведении слушаний или после признания дела приемлемым. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами, Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.

14. Официальными языками Суда являются французский и английский, тем не менее заявления могут быть представлены на любом из официальных языков Государств-участников. После признания дела приемлемым должен использоваться один из официальных языков Суда, если Председатель Палаты или Большой Палаты не разрешит продолжить использовать язык, на котором заявление было подано.

2.  Рассмотрение жалобы на предмет приемлемости

15. Каждое индивидуальное заявление передается на рассмотрение одной из Секций Суда, Председатель которой назначает судью-докладчика. После предварительного изучения жалобы докладчик решает, будет ли она разбираться Комитетом из трех судей или Палатой.

16. Комитет единогласным решением может объявить жалобу неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы.

17. Помимо дел, переданных на рассмотрение Палат непосредственно судьями-докладчиками, Палаты рассматривают индивидуальные заявления, которые не признаны неприемлемыми Комитетом из трех судей, а также межгосударственные заявления. По усмотрению Суда, вопросы приемлемости и существа дела разрешаются в отдельных решениях либо совместно в одном решении.

18. Если дело, которое рассматривает Палата, требует глубокого толкования положений Конвенции, или если решение по делу может войти в противоречие с уже устоявшейся прецедентной практикой, Палата вправе в любое время передать такое дело на рассмотрение Большой Палаты при условии, что ни одна из сторон не выразит своего несогласия в течение одного месяца с момента уведомления о намерении передать дело в Большую Палату. В случае передачи дела, оно будет рассматриваться согласно процедуре, аналогичной для Палат (см. ниже).

19. На первой стадии производство по делу ведется, как правило, в письменной форме, однако Палата может принять решение о проведении слушания. В данном случае одновременно рассматриваются вопросы по существу заявления.

20. Решение Палаты о приемлемости, принимаемое большинством голосов, должно быть мотивированным. Доступ к вынесенным решениям является открытым.

3.  Рассмотрение жалобы по существу

21. После объявления жалобы приемлемой Палата может предложить сторонам представить дополнительные доказательства и письменные объяснения. Заявителей, в частности, просят представить требования о «справедливой компенсации». Если на стадии рассмотрения вопроса о приемлемости жалобы слушание не проводилось, Палата может решить провести отдельное слушание по существу дела.

22. В интересах надлежащего отправления правосудия Председатель Палаты может предложить или дать разрешение любому Государству-участнику, не выступающему стороной в деле, или иному заинтересованному лицу, которое не является заявителем, представить письменные замечания или, в исключительных случаях, принять участие в слушании. Государство-участник, к гражданству которого принадлежит заявитель, имеет полное право участвовать в процессе.

23. Во время рассмотрения дела по существу могут быть начаты переговоры о дружественном урегулировании спора при посредничестве Секретаря. Переговоры о дружественном урегулировании являются конфиденциальными.

4.  Постановления Суда

24. Палата принимает решения большинством голосов. Каждый судья, принимавший участие в рассмотрении дела, вправе, в качестве приложения к постановлению, либо изложить свое особое мнение, выводы которого совпадают или расходятся с постановлением, либо только указать на наличие особого мнения.

25. В течение трех месяцев с даты вынесения Палатой постановления любая из сторон может обратиться с просьбой о передаче дела в Большую Палату, если оно поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции или Протоколов к ней, или другой серьезный вопрос общего характера. Подобные заявления рассматриваются Коллегией в составе пяти членов Большой Палаты, в число которых входят Председатель Суда, Председатели Секций, за исключением Председателя той Секции, к которой принадлежит Палата, принявшая оспариваемое постановление, и судья, избранный в порядке очередности из числа судей, не входящих в первоначальную Палату.

26. Постановление Палаты становится окончательным по истечении трех месяцев или ранее, если стороны заявят, что не намерены просить о передаче дела в Большую Палату, либо если Коллегия из пяти судей отклонит обращение о передаче дела.

27. Если Коллегия удовлетворяет обращение о передаче, Большая Палата большинством голосов выносит свое постановление, которое является окончательным.

28. Все окончательные постановления Суда имеют обязательную силу для государств-ответчиков.

29. Надзор за исполнением постановлений Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы, который проверяет, предприняли ли Государства, признанные виновными в нарушении положений Конвенции, адекватные меры по исполнению особых обязательств или обязательств общего характера, вытекающих из постановлений Суда.

5.  Консультативные заключения

30. Суд может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Решение Комитета министров запросить консультативное заключение Суда принимается большинством голосов.

31. Просьбы о вынесении консультативных заключений рассматриваются Большой Палатой, чьи заключения выносятся большинством голосов. Каждый судья вправе в качестве приложения к заключению либо изложить свое особое мнение, выводы которого совпадают или расходятся с постановлением, либо только указать на наличие особого мнения.

Последнее обновление: ноябрь 2010 г.

АДРЕС, ФАКС И ТЕЛЕФОН ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА

I. ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

II. ФАКС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

III. ТЕЛЕФОН ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

IV. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС) ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

V. ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

VI. НЕРАБОЧИЕ ДНИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В 2011 ГОДУ

 

ПОЧТОВЫЙ АДРЕС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

КОМУ:
The Registrar

КУДА:
European Court of Human Rights,
Council of Europe

ГОРОД:
STRASBOURG CEDEX

СТРАНА:
FRANCE – ФРАНЦИЯ

ИНДЕКС:
F-67075

Обратите внимание, что в адресе Европейского Суда по правам человека при отправке корреспонденции не указываются ни название улицы, ни номер дома. В адресе пишется только «Европейский Суд по правам человека, Совет Европы» (это перевод того, что написано выше на английском языке). После названия города – STRASBOURG (Страсбург) – написано «CEDEX». В действительности слово «CEDEX» – это часть индекса, означающая, что указан не географический индекс, а индекс отдельной организации, который выделяется в случае большого количества входящей и исходящей почтовой корреспонденции. Соответственно F-67075 – это персональный индекс органов Совета Европы, в том числе Европейского Суда по правам человека. Однако слово «CEDEX» пишется не в месте, предназначенном для индекса, а сразу после названия города.

Название страны обычно пишут на конверте на двух языках, один из которых – русский. Это помогает работать российской почте.

Мы настоятельно рекомендуем Вам направлять окончательные жалобы на формуляре экспресс-почтой, а предварительные жалобыпо  факсу. Это практически гарантирует доставку. Кроме того, Вы узнаете о том, что Ваша жалоба получена буквально через несколько дней. Для этого необходимо либо проверить статус отправления в интернете, воспользовавшись номером, предоставленным почтой, либо позвонить по справочному телефону той почтовой службы, услугами который Вы решили воспользоваться. Безусловно, Вы получите из Секретариата Европейского Суда по правам человека письмо-уведомление о том, что Ваша жалоба получена. Однако Секретариат Страсбургского Суда направляет заявителям письма, информирующие их о доставке полной жалобы на формуляре, только через три месяца после ее получения. Еще две-четыре недели потребуется, чтобы письмо дошло до Вас. Письмо с информацией о получении предварительной жалобы (почтой или же по факсу) будет направлено в Ваш адрес примерно через неделю после его доставки в Страсбург. Поэтому дублирование отправки предварительной жалобы по почте не представляется целесообразным. Пожалуйста, имейте в виду, что подавляющее большинство писем из Европейского Суда по правам человека – это обычные письма, которые доставляются в почтовый ящик. Поэтому убедитесь, что с Вашим почтовым ящиком все в порядке, либо указывайте в формуляре жалобы (пункт 8 раздела I) тот адрес для корреспонденции, по которому почта действительно может быть доставлена.

Мы также рекомендуем пользоваться экспресс-почтой всякий раз, когда Вы направляете в Европейский Суд по правам человека какие-либо дополнительные (по отношению к жалобе) письма. Это связано с тем, что по общему правилу Секретариат Европейского Суда по правам человека на первом этапе рассмотрения жалобы (до ее коммуникации властям Российской Федерации или признания жалобы неприемлемой на уровне Комитета из трех судей Европейского Суда по правам человека (с 01 июня 2010 года – на уровне единоличного Судьи Страсбургского Суда)) уведомляет заявителя только о получении жалоб, но не иной корреспонденции.

В настоящее время отправка в Европейский Суд по правам человека экспресс почтой (например, UPS), пакета документов, умещающегося в стандартный конверт (не менее 100 листов формата А4), стоит порядка 2500 рублей.

Вы можете распечатывать жалобу, приложения к ней и другие документы, адресуемые Страсбургскому Суду, на двух сторонах листа. Обратите внимание, что листы не должны скрепляться, сшиваться и т.п. Об этом прямо сказано, например, в формуляре жалобы в Европейский Суд по правам человека (раздел VII).

Если по тем или иным причинам Вы не хотите пользоваться услугами экспресс-почты, направляйте корреспонденцию, адресованную Страсбургскому Суду, заказными письмами с уведомлением о доставке.

 

ФАКС ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Если Вы отправляете факс в Европейский Суд по правам человека из России, то на факсимильном аппарате необходимо набрать следующий номер (непосредственно с момента поднятия трубки): 8 (гудок) 10 33 388 412 730.

8 – это выход на междугороднюю линию, 10 – выход на международную линию, 33 – код Франции, остальное – собственно номер.

Очень часто можно встретить следующее написание номера факса Европейского Суда по правам человека: 33(0)388412730. Из-за ноля в скобках некоторые путаются и не понимают, какие именно цифры необходимо набирать. Указанный ноль не предназначен для звонков из России, его необходимо просто игнорировать.

В Европейском Суде по правам человека установлена автоматическая многоканальная компьютерная система приема факсов, работающая без оператора. Подтверждение доставки факса должен предоставить Вам собственный факсимильный аппарат, отобразив соответствующую информацию на экране и (или) распечатав ее по запросу. Данная информация предоставляется Вашим факсимильным аппаратом в том случае, если система на другой стороне сообщает ему об успешном прохождении факса.

Обратите внимание, что на отправку одной (каждой) страницы факсимильного сообщения в Европейский Суд по правам человека потребуется порядка полутора минут. Это связано с особенностями работы данной системы на стороне Страсбургского Суда, высокое качество телефонной линии на Вашей стороне не влияет на это время. Пожалуйста, будьте готовы к этому организационно и финансово. Например, Вам потребуется примерно полчаса, чтобы отправить факсимильное сообщение на двадцати страницах. Для оплаты услуг связи мы рекомендуем Вам покупать специальные карточки для международных переговоров (например, Арктел). В этом случае минута передачи факса в Страсбург обойдется Вам немногим дороже одного рубля.

Мы рекомендуем Вам направлять предварительные жалобы в Европейский Суд по правам человека только по факсу, не дублируя их отправкой по почте или экспресс-почтой.

Мы также рекомендуем Вам не дублировать отправку полных жалоб на формуляре по факсу, а пользоваться только почтой (лучше – экспресс-почтой). Если Вы все же хотите дополнительно отправить полную жалобу на формуляре по факсу, обязательно указывайте на первой странице факсимильного сообщения, что жалоба направляется одновременно и по почте, и факсом, например, следующим образом:

"На 20 (двадцати) страницах

По факсу и по почте

Факс: 8 10 33 388 412 730

Адрес:
The Registrar
European Court of Human Rights,
Council of Europe
STRASBOURG CEDEX
FRANCE – ФРАНЦИЯ
F-67075

Кому:
Секретариат
Европейского Суда по правам человека

От кого:
Иван Иванович ИВАНОВ

09 декабря 2010 года".

В противном случае может пройзойти следующее. Немедленно (в силу специфики работы факса) получив Ваше факсимильное сообщение с тектом жалобы, но не располагая ее бумажным вариантом и не зная о том, что он уже направлен в Европейский Суд по правам человека, Секретариат автоматически направит Вам письмо, в котором попросит выслать оригинал жалобы. Получив это письмо примерно через две-четыре недели (в силу спефицики работы почты), Вы будете поставлены в тупик, т.к. Вы уже высыслали формуляр жалобы бумажной почтой (и он, возможно, к этому времени даже получен Секретариатом). Это может вызвать лишнее беспокойство с Вашей стороны, ненужную пересылку жалобы по почте второй раз и иного рода проблемы. Всего этого можно избежать, просто добавив в факсимильное сообщение указанную выше фразу: "По факсу и по почте".

Для ходатайств о применении обеспечительных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека существует отдельный номер факса [не используйте его для иных целей]: 8 (гудок) 10 33 388 413 900 (при звонке из России).

Если Вы лишены свободы, Вы можете отправить в Европейский Суд по правам человека факсимильное сообщение через наш сайт.

 

ТЕЛЕФОН ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Если Вы звоните в Европейский Суд по правам человека из России, то на телефонном аппарате необходимо набрать следующий номер (непосредственно с момента поднятия трубки): 8 (гудок) 10 33 388 412 018.

С марта 2010 года в Европейском Суде по правам человека начала функционировать телефонная голосовая система, поддерживающая целый ряд европейских языков, в том числе русский. Для пользования системой Вы должны перевести свой телефонный аппарат в тональный режим, если он не установлен у Вас по умолчанию (зависит от поставщика услуг телефонной связи). Если при нажатии на различные клавиши своего телефона Вы слышите звуки разных тонов, Ваш телефон уже работает в тональном режиме. Если нет, нажмите клавишу «звездочка» («*»), чтобы перевести телефонный аппарат в этот режим работы. После того, как Вы дозвонились по указанному номеру, нажмите клавишу «4» для перехода в русскоязычное голосовое меню. После этого Вам будет предложено:

получить информацию по жалобе, которая уже подана в Страсбургский Суд, нажав «1»;

получить информацию об обращении в Европейский Суд по правам человека, нажав «2»;

получить ответ на вопрос, связанный с применением срочных мер по предотвращению выдворения за пределы государства или иных временных мер в соответствии с Правилом 39 Регламента Европейского Суда по правам человека, нажав «3»;

обратиться по другому вопросу, нажав «4».

Однако фактически Вы не можете получить информацию о состоянии Вашей жалобы по телефону, так как эта информация является конфиденциальной и предоставляется только по письменному запросу. Если Вы после дозвона воспользуетесь первым пунктом голосового меню, Вам сообщат именно это, после чего связь будет разорвана. В случае нажатия цифры «2», Вам просто назовут адрес веб-сайта Европейского Суда по правам человека. При использовании любых других вариантов Вы будете направлены на оператора. Обратите внимание, что официальными языками Европейского Суда по правам человека являются английский и французский. Если Вы хотите поговорить с оператором, будьте готовы к использованию одного из этих языков.

Обратите внимание, что жалобу в Европейский Суд по правам человека нельзя подать по телефону. Об этом прямо сказано в пункте 1 Практической инструкции по обращению в Европейский Суд.

 

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА (ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС) ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Несмотря на то, что каждый работник Европейского Суда по правам человека имеет официальный адрес электронной почты, данный способ связи практически не используется при работе с заявителями.

Обратите внимание, что отправка жалобы в Европейский Суд по правам человека по электронной почте практически невозможна.

О таком варианте обращения в Страсбургский Суд действительно сказано в пункте 14 Пояснительной записки для желающих обратиться в Европейский Суд, входящей в пакет «Документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека», направляемой заявителям Секретариатом Европейского Суда по правам человека в ответ на получение предварительной жалобы. Однако ни в Регламенте Европейского Суда по правам человека, ни в Практических инструкциях, изданных Председателем (Президентом) Европейского Суда по правам человека, не упоминается возможность подачи жалобы по электронной почте. Более того, Страсбургский Суд никогда официально не публиковал специального e-mail, на который можно было бы отправить жалобу. Наконец, в пункте 4 Практической инструкции по подаче письменных отзывов сторонами разбирательства в Европейском Суде прямо запрещена отправка письменного отзыва (меморандума) заявителя по электронной почте.

Сказанное позволяет прийти к выводу, что практически жалоба, в том числе предварительная, не может быть официально направлена в Европейский Суд по правам человека по e-mail. 

Пересылка по электронной почте иных документов в Европейский Суд по правам человека, если она предварительно прямо не согласована с соответствующим сотрудником Секретариата Европейского Суда по правам человека или не инциирована им самим, также практически невозможна.

 

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Официальный сайт Европейского Суда по правам человека: http://www.echr.coe.int/echr. Официальный сайт полноценно поддерживает только английский и французский языки.

Официальная страница Европейского Суда по правам человека на сайте Совета Европы на русском языке: http://www.coe.int/T/R/Human_Rights_Court.

 

НЕРАБОЧИЕ ДНИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В 2011 ГОДУ

Пожалуйста, обратите внимание, что в 2011 году, наряду с субботами и воскресеньями, следующие дни являются в Европейском Суде по правам человека нерабочими (праздничными):

  • 31 октября;
  • 01 ноября;
  • 11 ноября;
  • с 22 декабря (с 12:00) по 30 декабря (31 декабря 2011 года и 01 января 2012 года также являются выходными днями).

Несмотря на то, что Европейский Суд по правам человека не работает в конце декабря на протяжении нескольких дней подряд, даже в этот период времени он может принять решение по обоснованному ходатайству о применении обеспечительных (срочных) мер, предусмотренных Правилом 39 Регламента Страсбургского Суда, например, когда речь идет о грозящей лицу незамедлительной экстрадиции (см., например, пункт 4 Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Камалиевы против России" (Kamaliyevy v. Russia, жалоба N 52812/07) от 03 июня 2010 года). В случае, если Вы хотите направить соответствующее ходатайство в декабрьские праздники, пожалуйста, воспользуйтесь факсом, т.к. даже экспресс-почта может не доставлять корреспондению в эти дни.

КРИТЕРИИ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЖАЛОБЫ В ЕРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

 

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости (в официальном переводе на русский язык – условия приемлемости, также иногда называемые правилами приемлемости) индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако какого-либо единого списка этих критериев не существует, что приводит к различиям в формулировках как отдельных критериев, так и их системы в целом.

Ниже мы приводим только один из вариантов системы критериев приемлемости жалобы.

Одним из наиболее удобных способов представления системы критериев приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека является их изложение в виде следующего списка вопросов, последовательные положительные ответы на каждый из которых позволяют в итоге прийти к выводу, что жалоба удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям:

1. Касается ли жалоба нарушения права, гарантированного Конвенцией или ратифицированным соответствующим государством Протоколом к ней?

2. Допущено ли это нарушение государством, против которого может быть подана жалоба в Европейский Суд по правам человека?

3. Допущено ли это нарушение в период действия в отношении данного государства Конвенции или соответствующего Протокола к ней?

4. Находилось ли лицо под юрисдикцией государства-ответчика в период, когда в отношении этого лица было допущено нарушение?

5. Подается ли жалоба сохраняющим статус жертвы частным лицом, которое может обратиться в Европейский Суд по правам человека, или в интересах такой жертвы?

6. Подается ли жалоба после исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения (при наличии таковых)?

7. Подается ли жалоба в течение шести месяцев с момента исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты от нарушения, а в случае их отсутствия – в течение шести месяцев с момента нарушения?

8. Указаны ли в жалобе все необходимые сведения о жертве нарушения, подписана ли она заявителем или его представителем?

9. Отсутствует ли решение Европейского Суда по правам человека по аналогичной по существу жалобе этого же лица на то же самое нарушение, и подается ли жалоба только в один орган международного разбирательства – Европейский Суд по правам человека?

10. Является ли жалоба обоснованной?

11. Отсутствуют ли признаки злоупотребления заявителем правом на обращение с жалобой в Европейский Суд по правам человека?

12. Понес ли заявитель значительный ущерб от нарушения?

Все приведенные вопросы должны быть заданы в отношении каждого из включаемых в жалобу нарушений.

Формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека должен содержать информацию, которая позволяет положительно ответить на каждый из этих вопросов.

ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ЖАЛОБОЙ 
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. Данный сайт посвящен исключительно рассмотрению индивидуальных жалоб. Наряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.

 

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ
В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство в случае подачи в Страсбургский Суд предварительной жалобы либо полной жалобы на формуляре. Если заявитель начинает разбирательство с представления предварительной жалобы, то в течение восьми недель с даты, указанной в письме из Европейского Суда по правам человека, которым он уведомляется о ее поступлении, ему необходимо подать полную жалобу на формуляре.

Условия, которым должна отвечать предварительная жалоба, и последствия их несоблюдения описаны здесь

В соответствии с пунктами 1 и 2 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека полная жалоба в Европейский Суд по правам человека должна включать:

имя, дату рождения, гражданство, пол, профессию и адрес заявителя;

имя, профессию и адрес представителя заявителя, если жалоба подается им;

указание на Высокую договаривающуюся сторону, против которой подается жалоба, то есть на государство-ответчика;

краткое изложение фактов;

краткое заявление об имевших место нарушениях конвенционных прав с соответствующими аргументами;

краткое заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

существо требований;

сведения о том, являются ли требования заявителя предметом какого-либо иного международного разбирательства; и сопровождаться

копиями соответствующих документов, в том числе решений судебных или иных органов, касающихся существа жалобы, а также решений, позволяющих сделать вывод о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Кроме того, в соответствии с Правилом 45 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба в Европейский Суд должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство интересов в Страсбургском Суде. Форму доверенности можно найти здесь.

Формуляр полной жалобы в Европейский Суд по правам человека можно посмотреть и скачать тут.

Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать полная жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны здесь.

Обоснование имевшего место нарушения зависит от специфики и

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz